Мій сайт
Головна | Чорнобильський архів 3 | Реєстрація | Вхід
Суббота
20.04.2024
08:03
Вітаю Вас Гость | RSS

(Продолжение)

«ГОРОДНЯ» (починка замка) и земские (почтовые и т. п.) повинности в Чернобыле обязаны были нести все подданные, без различия. Главным фактором в экономической жизни местного населения того периода, как впрочем и на несколько столетий вперед, были промыслы: бортничество (медовая дань - преобладала в уплате податей), охота и звероловство (налог на пашню, на женитьбу по данным летописей 1552 года изымался шкурами куниц), рыболовство, обработка железной руды (имеются упоминания о том, что отдельные ремесленники платили дань изготовленными топорами).
Особое место в жизни Чернобыля и его обитателей играла Припять, которую можно было назвать кормилицей. Из-за низкого плодородия почв жители вынуждены были на судах, плотах зарабатывать себе на хлеб.
В 1526 году Сигизмунд I адресовал грамоту всем киевским боярам, в которой предоставлял возможность владеть Чернобыльским замком на известных условиях "... а вы могли тот замок держати по году, а иные по два подле данины нашое".
Исходя из содержания этой грамоты, можно сделать однозначный вывод, что никто иной, а только киевские люди проявляли заботу об обороне своих земель и, что строительство Чернобыльского замка осуществлялось именно киевскими боярами за их же счет, ибо в грамоте сказано "... што есьмо дозволяли вам замок у Чернобыли збудувати вашим накладом..."В хронологическом порядке державцами Чернобыльского замка с 1521 по 1563 год были:

1521 год Михайло Павша - 2 года
1523 Крыштоф Кмитич
1524 Кр. и Дм. Ивашенцовичи
1525 Иван Полоз - 2 года
1527 Яцко Елец - 2 года
1529 Андрей Немирович через
своего наместника Киселя
Матвей Заморенок
Иван и Лев Полозовичи
Олизар Волчкович
М. Проскура
Макар Ивашенцович
1536 Иван Немирович
1539 Матвей Заморенок
1540-1541 Семен Кмитич
1541 Олизар Волчкович - 2 года
1543 Тышко Проскура - 2 года
Стась Суринович
Солтан Стецкович
1547 Микола Кухмистрович-2 года
1549-1554 Фридрих Пронский
1559-1563 Скуминь Тышкевич
Первая характеристика Чернобыльского замка датирована 1552 годом. Именно в этот период берут начало так называемые "люстрации", т. е. описания государственного имущества или финансовых и военных целей". Размещался он в устье реки Уши, при ее впадении в Припять. Обнесен со степной стороны ровом. глубиною в две сажени. Площадь замка 22х17 сажен. На его территории в то время размещались 18 различных строений и две сторожевые башни. Замок был построен из сосновых бревен.»… Замок Чернобыльский …людьми тутышними господарскими, а земельными и церковными… роблен с дерева соснового, не облепливан…».
В глазах литовского правительства Чернобыльский замок не имел большого стратегического значения, и из-за этого поставки ему в вооружении были незначительны.
В 1552 году в Чернобыле было 196 домов. Население насчитывало 1372 человека, из них 63 бояре и их семьи, 1160 -мещане.
Поселение вокруг замка называлось местом (городом). Подобно замку оно также было окружено укреплением - острогом (т. е. валом, на котором установлена ограда из дубовых кольев с необходимым количеством ворот). Укрепления острога редко защищались. При нападении врага люди покидали свои жилища и стекались в замок. Величина острога была ограничена и не могла вместить в себя всего населения городской общины. В Чернобыле "широкость", т. е. длина всего укрепления вокруг, составляла 370 сажень. Острог вмещал в себе не более 50 домов. В 1562 году король Сигизмунд Август предоставил Чернобыльский замок в пожизненное пользование Скумину Львовичу Тышкевичу. Возмутившиеся киевские бояре (по причине того, что на их средства замок строился, долгое время содержался и приносил им немалые доходы в виде податей и т. п.) потребовали возвратить старую форму владения замком. Этот вид правления был восстановлен лишь после смерти Тышкевича (погребен в Киево-Печерской лавре), но только на 4 года. Уже 10 июля 1568 года Сигизмунд Август выдал грамоту, подтверждающую землянам Богдановичам - Круневичам право на владение селами: Водовичами и Олексичами, в обмен на их имения, лежащие в окрестности Чернобыля, и пожалованные Филону Кмите - "... пану Филону Семеновичу Кмите замок наш Чернобыль на вечно". С этого периода Чернобыльское правление со стороны держателя становится вечным и наследуемым. С введением такой формы владения Чернобыль прекращает свое существование как повет. Уже в 1569 году постановлением Люблинского сейма "Чернобыльский повет инкорпорирован к Киевскому староству".
В этом же году подписанием Люблинской унии между Литвой и Польшей Киевские земли отходят под владения Польши, чем заканчивается Литовский период истории Русского государства.
С принятием политической унии в 1569 году открылась возможность широкого расселения народов в пустынные земли севера и юга Украины.
Попав под Польское владычество, Украинские земли получили более надежную защиту от разрушительных, испепеляющих набегов татарских полчищ, ибо и в это время они были столь же опустошительны, как в ранний период. Так в 1575 году Украина пережила набег, который по своим разрушительным масштабам не уступал печально-известному походу Менгли-Гирея.
(Продолжение следует)

«Вестник Чернобыля» №89-90 1998 г.


SerpUa

09.07.2007, 13:46

Спасибо yezan. Очень интересный материал (даже не предполагал, что в такой газете будут уделять внимание истории.

Непонятно одно - так все таки, Чернобыль и Стрежев это один и тот же населенный пункт или разные?


yezan

11.07.2007, 11:46

(Продолжение)

АКТИВНОСТЬ заселения Чернобыльского края после Люблинской унии 1569 года можно проиллюстрировать следующим цифрами: если в 1545 г. в нем было только 32 сельских поселения, то в 1625 году коронованных - 6, церковных -25, частных- 78.
В королевских польских привилегиях Чернобылю предоставляется право городка. Согласно этого права городские и приписанные к нему земли исключались из общего состава земель государства. Городок становился маленьким самостоятельным королевством. Его правитель обличим привилегией брать в свою пользу "мыто" - пошлину со всех продуктов, привозимых на рынок для продажи, и с доставляемых на судах к пристани и т. п.
Сам Чернобыль становится центром староства.
Польская шляхта, прибрав власть в свои руки, продолжила закрепощение крестьян. Они должны были отрабатывать 1 -2 дня в неделю панщину. Кроме этого, с крепостных изымалась денежная и натурная дань.
Большие подати и повинности, связанные с содержанием замка, несли также и ремесленники.
От правления рода Кмитов, еще уважавших свое русское происхождение (Филон Кмита в свое время был уже воеводой Смоленским), власть над Чернобылем переходит в руки шляхтичской династии Сапегов.
Князь Лука-Ян Сапега, женившись на дочери Кмиты Софие, унаследовал Чернобыль. В 1660 году он основал в городе доминиканский монастырь, при котором открыл школу с целью обратить православное население в папскую веру.
В первой половине XVII столетия шляхта с большой жестокостью эксплуатировала труд крестьян и ремесленников, имея неограниченную власть над своими подданными. Это порождало ненависть простого люда к поработителям, приводило к бесчисленному количеству крестьянских бунтов.
Население Чернобыля принимало активное участие в освободительной войне украинского народа 1648-1654 гг. В районе городка происходили жестокие битвы между повстанцами и польско-литовскими войсками. В результате военных действий этот край многократно переходил из рук в руки....
В 1649-1650 гг. в Чернобыле были расквартированы литовские войска во главе с Лукой-Яном Сапегой. Весной 1651 года 2 тысячи повстанцев во главе с М. Поповичем изгнали вражеские войска из городка. Вскорости в Чернобыль вступил Киевский полк повстанческой армии Богдана Хмельницкого под командованием А. Ждановича. В мае этого же года под Чернобылем состоялось крупное сражение между польско-литовскими войсками и казацким полком Семена Гаркуши, который продвигался от Овруча к Чернобылю на соединение с Киевским полком. Он увенчался победой казаков. Но уже через месяц под натиском армии Радзивила, которая двигалась на Киев, полк А. Ждановича был вынужден покинуть Чернобыль... И все же через незначительный отрезок времени вражеские войска вновь были выбиты из городка.
Население Чернобыля приветствовало решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. В январе 1654 года оно принесло присягу на верность Российской державе.
Но вскорости Чернобыль снова очутился под властью шляхты. Вернулись польские господа, восстановлены былые порядки и староство рода Сапегов.
Во время восстания крестьян на Правобережной Украине 1665 года войска под командованием овручского полковника Децика на некоторое время освободили Чернобыль.
После Андрусевского перемирия между Россией и Польшей (1667 г.) Чернобыль остается под властью Польши.
Отсюда шляхтичи не раз совершали набеги на Левобережную Украину, которая входила в состав Российского государства. Так, в январе 1669 года отряд полковника Я. Пиво напал на город Нежин.
Со времени организации польским королем резиденции польско-казацкого гетьмана в Дымере (первым был Брацлавский полковник Гоголь - в 1676 году), прилегающие местности должны были поставлять контингент казаков для борьбы с Москвой и Турцией.
Чернобыль лежал почти в центре польско-казачей территории и многократно подвергался разорительным казачьим постоям. Имеющаяся запись губернатора Чернобыля Ивана Юрьевича Скорульского (датирована 1685 годом) гласит, что полковник Криштоф Лончинский расположился в Чернобыле с лагерем "... а иные ели, пили, а своим коням приказывали давать корм в излишестве, затем перед выступлением непрошеные гости пускались в грабеж".
Сапеги владели Чернобылем до конца XVII столетия. Несколько раз они сдавали его в аренду. Владельцы и арендаторы стремились за короткий отрезок времени солидно нажиться, усиливали феодальный гнет. Панщина летом составляла 6 дней в неделю с хозяйства. Были значительно увеличены налоги натурой и деньгами, число повинностей. В Чернобыле, как и всюду на украинских землях, находящихся под властью польской шляхты, преследовались украинский язык, культура, осуществлялось окатоличивание населения.
После смерти Луки-Яна Сапеги Чернобыльское староство переходит к его сыну Казимиру - Павлу, далее внуку - Яну Фридриху - Канцлеру Литовскому, умершему без потомства.
По праву наследия Чернобыльское староство переходит к сестре Яна Фридриха Сапеги - Сесилии, которая была замужем за шляхтичем Яном Карлом Ходкевичем.
(Продолжение следует)
«Вестник Чернобыля» №91-92 1998 г.


Rentgen

11.07.2007, 12:47

(Продолжение)


Население Чернобыля приветствовало решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. В январе 1654 года оно принесло присягу на верность Российской державе.
(Продолжение следует)
«Вестник Чернобыля» №91-92 1998 г.
Факты из Вестника "трiшки" не сходятся;)

"Після Переяславської Ради представники мосовського посольства побували у 117 містах і містечках України для прийняття присяги від населення на вірність цареві. За їхніми даними присягу склали 127 328 осіб чоловічої статі. Відмовились присягати ряд представників козацької старшини, зокрема полковник Іван Богун, Брацлавський, Кропив'янський, Полтавський, Уманський козацькі полки, деякі міста, зокрема Чорнобиль, а також українське духовенство на чолі з митрополитом С.Косовим."
http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F%D1%81%D0%BB%D0%B0%D 0%B2%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0 %B0
Відмовились присягати = Отказались принести присягу
зокрема= в частности
Чорнобиль=Чернобыль:confused:


KRANZ

11.07.2007, 12:54

Факты из Вестника "трiшки" не сходятся;)

"Після Переяславської Ради представники мосовського посольства побували у 117 містах і містечках України для прийняття присяги від населення на вірність цареві. За їхніми даними присягу склали 127 328 осіб чоловічої статі. Відмовились присягати ряд представників козацької старшини, зокрема полковник Іван Богун, Брацлавський, Кропив'янський, Полтавський, Уманський козацькі полки, деякі міста, зокрема Чорнобиль, а також українське духовенство на чолі з митрополитом С.Косовим."

Да, я то же обратил внимание на этот момент ;) . Но судя по стилистистике и штампам текст написан в 60-70х годах прошлого века (а в 98 его выковыряли видимо из "Истории УССР" и напечатали в "Вестнике Чернобыля" ;) ), так что, имхо, не следует слишком серьезно воспринимать такие места (тогда так модно было писать ;) ). Но в любом случае инфа интересная.


yezan

11.07.2007, 13:34

Да, я то же обратил внимание на этот момент ;) . Но судя по стилистистике и штампам текст написан в 60-70х годах прошлого века (а в 98 его выковыряли видимо из "Истории УССР" и напечатали в "Вестнике Чернобыля" ;) ), так что, имхо, не следует слишком серьезно воспринимать такие места (тогда так модно было писать ;) ). Но в любом случае инфа интересная.
------------------
Не судите строго, не я все это выдумал...
После этого отрывка в газете даются ссылки на:
1. Архив Юго-Западной России ч .VIII, Т. III, 1905. С. ХII-ХIII.
2. Воссоединение Украины с Россией, Т. 2. С. 463.
3. Стецюк К. I. Народні рухи на Лівобережній і Східній Україні в 50-70 роках XVII ст.- К. В-во АН УРСР, 1960. С. 253.
4. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, Т. 8 СПб., 1875. С.9.

Р.S.
В начале публикации в газете было предисловие:
"Хай рідна батьківщина поверне нас до добрих спогадів..."

"...Друге наше велике прохання до вас: надрукуйте, будь ласка, літопис міста Чорнобиля і його карту-схему. Кожний чорнобилянин, отримавши газету, поставить кружечок на тому місті мапи, де була його оселя, і це буде своєрідним з'єднанням з рідним містом, нашим корінням - Іллінською церквою, річковим вокзалом, Прип'яттю, іншими дорогими для нас усіх місцями.
Хай рідний куток поверне нас до добрих спогадів, до сповіді перед ближнім своїм та перед Богом, якому завинили! Варто жити, перенести цю довгу Голгофу (бо Україна - Телець, якого певними силами принесено на всеспалення у жертву). Месією є весь наш український народ. Як був відвалений камінь від склепу, здригнулася земля, і з мертвих воскрес Ісус Христос, ось так воскресне і знедолений народ мій. Те, про що мовилося у казках нашого дитинства - стане реальністю. Небесний Чорнобиль зійде на Чорнобиль земний, і буде куточок Раю на землі!
З повагою -
Євгенія Миколаївна КУРОВА,
м. Херсон, [ вул. Ворошилова, 29


yezan

11.07.2007, 13:53

Непонятно одно - так все таки, Чернобыль и Стрежев это один и тот же населенный пункт или разные?
--------------
"...К счастью, сохранились древние летописи, средневековые рукописи, позволяющие заглянуть в глубь истории... Так, известно, что осенью 1193 года князь Ростислав охотился возле Чернобыля, о чем упоминается в летописи: "Князь Вышгородский и Туровский Ростислав — сын великого князя Киевского Рюрика ехал с ловом от Чернобыля во Торцийский". Это означает, что более 800 лет назад Чернобыль уже существовал как населенный пункт.

"Но ведь люди, — пишет, к примеру, этнограф Данило Кулыняк, — тут жили задолго до первого упоминания в летописи". И это так. Историк Лаврентий Похилевич в "Сказании о населенных местностях Киевской губернии", изданном в 1864 году, сообщал: "За две версты от местечка Чернобыль на север на горе над речкой Припять находится Стрежев, где сохранились остатки какого-то древнего каменного сооружения. Из истории известно, что Мстислав Владимирович Мономах в 1127 году послал братьев своих против кривичей четырьмя дорогами. Всеволоду приказано было идти со своими полками через Стрежев до города Борисова".
Позже эта местность стала Чернобылем, а следовательно, упомянутый Стрежев можно отождествить с печально известным ныне городком над Припятью.
Так что не будет ошибкой назвать Чернобыль городом с тысячелетней историей. Об этом свидетельствуют древние курганы, городища и другие памятники археологии. Здесь найден клад серебряных древнеримских монет времен Антонинов. ..."
http://www.versii.com/telegraf/print.php?id=7174

"...В 1193 г. в летописи Стрежев уже именуется Чернобылем.
Записано: "Князь Вышгородский и Туровский, Ростислав - сын великого князя киевского Рюрика (княжил от 1180 до 1195) "Ъха съ ловомъ отъ Чернобыля въ Торцийский".

Автор подробно живописует сложные пути истории Чернобыля - кто только не владел им! В конце XVII века Чернобыль достался польскому магнату Ходкевичу; вплоть до самой Октябрьской революции Ходкевичам принадлежало здесь более 20 тысяч десятин земли. С каким волнением сегодня читаешь названия сел, входивших в имение Ходкевичей: Заполье, Залесье, Янов, Новоселки, Ямполь, Нагорцы, Копачи, Машев, Зимовище и многие другие, включая Дитятский бор - все эти названия известны сейчас каждому, кто был причастен к работе в Зоне. ..."
http://xxxfriendsxxx.clan.su/news/2006-11-14


KRANZ

11.07.2007, 14:29

------------------
Не судите строго, не я все это выдумал...


Ну что Вы yezan! Огромное спасибо за материал!

Небесний Чорнобиль зійде на Чорнобиль земний, і буде куточок Раю на землі!

Полностью согласен.


yezan

15.07.2007, 08:56

(Продолжение)

От Яна Ходкевича город наследуется его сыном - Адамом-Тадеушем Ходкевичем - воеводой Брестским, а затем его внуком Яном-Николаем Ходкевичем. (Пожалуй, единственный из польских владельцев Чернобыльским городком, который все время владения прожил в самом местечке. Умер в Чернобыле 26 февраля 1781 года. Графьям Ходкевичам принадлежали значительные имения в Подольской губернии, где они постоянно проживали. В это время Чернобыльским местечком, как правило, руководили их поверенные лица).
Когда на Правобережной Украине вспыхнуло пламя гайдамацкого движения, местные крестьяне и ремесленники активно поддерживали восставших. Они дважды - 20 октября 1747 и 6 мая 1751 года помогали повстанческим отрядам захватить Чернобыль и расправиться с поработителями.
Брацлавский сеймик 16 сентября 1750 года постановил немедленно созвать ополчение из надворных панских солдат (жовниров) и на протяжении месяца очистить воеводство от гайдамаков. В ответ на это решение шляхта Киевского воеводства обложила крестьян Киевщины данью для организации отрядов по борьбе с гайдмаками. Карательный отряд, возглавляемый паном Мацкевичем, с огнем и мечом прошел почти по всей местности над речками Тетерев и Припять и жестоко расправился с гайдамаками и теми, кто им помогал. 17 июля 1768 года князь М. Репнин писал из Варшавы генерал-майору М. Кречетникову о необходимости того, что если гайдамаки завладеют Чернобылем, послать для их разгрома полк, расквартированный в Харькове. Было указано "... Около Овруча и Чернобыля непокорных мужиков и гайдамаков уничтожить".
Чтобы защититься от восставших, владелец Чернобыля того времени Ян-Николай Ходкевич заново перестроил свой замок (начато строительство в 1764 году). Для подавления гайдамацкого движения он вынужден был содержать в Чернобыльском замке значительный воинский отряд, который состоял из 500 пехотинцев, 200 гусар, 100 казаков. На вооружении крепости находились также 12 пушек .
На севере от Фастова в 1768 году вспыхнуло гайдамацкое восстание, которое возглавил Иван Бондаренко (родом из с. Грузское Макаровского района). В этом же году отряд Бондаренко подошел к окрестности Чернобыля и остановился лагерем в местечке Городище ,в 6 верстах от Опачичей, в н. в. залит водами Киевского моря). Он надеялся на поддержку местного населения, на пополнение своего отряда за счет жителей Чернобыля и окрестных сел, Но этого не произошло и Бондаренко был вынужден возвратиться к местечку Макарову.
У Макарова отряд Ивана Бондаренко настигли казаки и гусары Яна-Николая Ходкевича и разгромили его. Сам Бондаренко был пленен, доставлен в Чернобыль и казнен близ села Заполье.
Несмотря на то, что история Чернобыля середины XVIII столетия пронизана пламенем народного восстания, в этот же период происходит культурный и экономический расцвет городка.
Особенно быстрого развития Чернобыль достигает во времена Яна-Николая Ходкевича (который был генеральным старостой княжества Жмуйдского, полковником войск пятигорских, а затем генерал-лейтенантом Российских войск).
До 1764 года в Чернобыле насчитывалось 40 еврейских и 100 крестьянских домов. Во второй половине XVIII ст. в Чернобыле быстро развивались мелкие промыслы, торговля. Здесь были открыты цехи портных, бондарей и т. п. Ходкевичи, стремясь увеличить прибыли, позволяли ремесленникам самим сбывать свои товары.
В городке проводились большие ярмарки. Из Чернобыля в Киев, Кременчуг и другие города Приднепровья вывозили лес, деготь, смолу. Одновременно усиливалась эксплуатация крестьян и ремесленников. С 1772 года жители городка во время жатвы отбывали уже недельную повинность .
Согласно актам Радомышльской консистории, в 1749 году было принято решение о строительстве в Чернобыле первой православной церкви. Ею стала Ильинская церковь, строительство которой закончилось в 1779 году, Церковь занимала площадь 52 десятины и являлась крупным землевладельцем. К ней были приписаны большая часть помещичьих крестьян, живущих в местечке, а также деревни Залесье, Гепоновичи и Заполье. Но так как она была деревянной, то во время пожара 1873 года сгорела. На постройку ныне существующей каменной Ильинской церкви, освященной в 1878 году, казной было отпущено 80 тыс. рублей.
В Чернобыле было еще 2 православные церкви - Николаевская и Богородичская. Но в 1849 году они сгорели, Николаевская церковь была восстановлена и освящена в 1858 году.
Римско-Латинская церковь во имя Успения пресвятой-Богородицы (Богородичская церковь) была построена в 1600 году Лукой Сапегой в качестве доминиканского монастыря, каким считалась до 1832 года, когда была обращена в приходскую. В ее бывших каменных погребах покоятся некоторые члены фамилии Сапегов и Ходкевичей. Длительное время на ее месте так и оставалось пожарище. Богородичскую церковь предполагалось перенести в с. Опачичи.

1. Голубицкий В. А. Максим Железняк, М., 1960. С, 29,
Лола О. П. Гайдамацький рух на Україні 20-60 рр. XVIII ст, - К., Наукова думка, 1965. С. 85.
2. Лола О. П., Гайдамацький рух на Україні 20-60 рр. XVIII ст., С. 80.
3. Гайдамацький рух на Україні в XVIII ст., С. 398, 431.
4. Сказания о населенных местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся. Собрал Л. Пожалевич. К., типография Киево-Печерской лавры, 1864, С. 146.
5. Кулаковский В. М. Полум"я гніву народного. - К., 1968. В-во товариства "Знания" Української РСР, С. 41-42.
6. Руська історична біблітека. Розвідки про міста і міщанство на Україні - Русі в ХV-ХVIII ст. ч. 2., Львів, 1904. - С. 375.,
Архив Юго-Западной России, ч. 5., Т. I., К., 1869. - С. 576.
7. Архив-Юго-Западной России, ч. 5, т. 1, с. 425

(Продолжение следует)
«Вісник Чорнобиля» №93-94 (986-987) 1998 г.


yezan

16.07.2007, 18:14

(Продолжение)

В 1775 году в Чернобыле основано поселение раскольников - выходцев из Стародубья. (Стародубье - лесистая местность в Черниговской области. В 70-х годах здесь создается колония московских старообрядцев). Они, гонимые православной церковью, поселяются как в самом Чернобыле, так и в соседних селах Красиловке и Замощье. Самые крупные поселения старообрядцев на Украине были в Киевской губернии - в местечках Смеле Каневского уезда и Чернобыле - Радомышльского уезда.
Раскольники на берегу Припяти до 1852 года имели свою церковь во имя св. Филиппа - митрополита Московского, при которой существовал мужской монастырь. Однако размытие Припятского берега вынудило раскольников перенести церковь на новое место, а повторное обрушение берега привело к тому, что она была разобрана. Ценный и годный строительный материал использован при восстановлении Николаевской церкви, а иконы переданы Ильинской церкви.
Поселение раскольников в районе Чернобыля послужило значительным толчком в повышении культуры земледелия, развитии градостроения и т. п.
Поселившись в Чернобыле, они проявили себя как народ трудолюбивый, честный, трезвый, любящий чистоту и порядок не только в своем доме, дворе, семействе, но и в отношениях с людьми даже не их вероисповедания. Дома они строили меньшими по размерам в сравнении с другими, но заметно опрятнее и даже изящнее. Арендуя значительную часть земель, раскольники проявили себя отличными садоводами. На приусадебных участках и арендуемой земле они с успехом выращивали картофель, лук, капусту, огурцы, подсолнечник, из садовых культур даже абрикосами и персиками торговали в Киеве. Подражая им и другие сословия, проживающие в Чернобыле, занялись садоводством и огородничеством.
Существующие торговые вольности, сосредоточение торговых путей в Чернобыле и его окрестностях привлекают в эти земли евреев.
В период, относящийся ; к первой люстрации Чернобыля (1552 г.), на территории города и окрестностей не проживало ни одной еврейской семьи. Уже по данным 1765 года их в : Чернобыле насчитывается 696, в 1847 - 3482 человека, а к 1897 году Чернобыльская еврейская община насчитывала 5526 человек.
Еврейское население ; занималось, как правило, торговлей, различными ремеслами, ростовщичеством, извозом, нанималось прислугой, вело другие; промыслы, не связанные с земледелием. В Радомышльском уезде евреям - принадлежало только 5,3% пахотной земли. Это ; обусловлено не только и не столько нежеланием еврейского населения возделывать землю, сколько рядом преград, которые создавало царское правительство на их пути к оседлости и земледелию. Так, законом от 3 мая 1882 года евреям запрещалось давать в аренду землю с коммерческой или сельскохозяйственной целью в городах и местечках черты еврейской оседлости.
Чернобыль исконно считался резиденцией семьи Чернобыльских цадиков, служителей хасидизма.
Фамилия Чернобыльских цадиков берет свое начало от Менахема-Нахума Чернобыльского (умер в 1798 г., похоронен в Чернобыле. В 1990 году его могила была обустроена, на месте захоронений построено два мавзолея). Он известен как ученик Израиля Бешта - основоположника хасидизма. Слава о подвижнической жизни Менахема-Нахума привлекала в Чернобыль еврейские массы со всей Украины и Польши. Огромной популярностью пользовались его проповеди, изданные в г. Славуте в 1798 году в 2-х частях под заглавием "Меоr ЕnаJim" и "Jismach Leb". В системе его философских воззрений каждый человек наталкивается на какое-либо явление и в нем возникает 2 начала - доброе и злое. Злое начало вызывает дисгармонию в Божестве от чего, в свою очередь растет злое начало в мире. Задача человека: изжить, побороть в себе злое начало и усовершенствовать доброе; поднять к Божеству доброе начало, кроющееся во всех вещах в этом мире.
После кончины Менахема его приемником стал Мордехай Чернобыльский, который передал дело одному из 8-ми своих сыновей Аарону Тверскому.

1. Оглобин Н. Из жизни Киевской губернии конца прошлого века - К., Т-фия Императорского университета, 1898. С. 6.
2. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. С.-Петербург, Из-во Брокгауз - Ефрон, Т. 15. С. 959.
3. Аленицын Б. Еврейское население и землевладение в Юго-Западных губерниях Европейской России, входящих в черту еврейской оседлости. С.-Петербург, 1884. С. 70-71.
4. Государственный архив Киевской области, ф. 1, оп. 251, дело 20, л. 45
----------------------
* Цадик-духовный руководитель хасидской общины, единственное звено между вечным Божеством и Миром. На него возложена функция разговаривать с Богом, передавать тому просьбы верующих.
**Хасидизм - учение благочестия, религиозно-мистическое движение, возникшее на Подолии в конце 30-х гг. XVIII в. в среде беднейших безграмотных слоев еврейского населения.

(Продолжение следует)
«Вісник Чорнобиля» №95-96 (988-989) 1998 г.


Форма входу
Пошук
Календар
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архів записів
Друзі сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz